Предварительный брифинг, этапы разработки и сроки исполнения
Современный мир диктует свои правила работы в коллективе и организации эффективной работы сотрудников. В связи с этим очень многие компании сейчас стали все больше внимания уделять такому формату обучения, как дистанционные курсы. Итак, вы решили заказать электронный курс у внешнего подрядчика. Как будет строиться данная работа? Сколько времени это займёт и что потребуется от вас, как от заказчика? В этой статье мы постараемся ответить на самые распространённые вопросы и рассказать, что вас ждёт при заказе курса и как мы будем работать.
Что нужно для заказа курса?
Наши сотрудники являются профессионалами в сфере своей работы (методология, дизайн, вёрстка), но, к сожалению, они не являются носителями информации по всем направлениям в мире. И если какие-то широко известные темы могут быть проработаны нашими методологами самостоятельно (например, клиентоориентированность и другие софт-скилы), то для многих других тем требуется консультация эксперта со стороны заказчика. Именно поэтому, для разработки электронного курса важно, чтобы у заказчика были:
Контент, который требуется переложить в курс
(нормативные документы, положения, локальные нормативные акты и т.д.)
Эксперт со стороны заказчика
который сможет оказать консультацию, а также примет участие в согласовании сценария курса.
В идеальном варианте данные параметры нужны при разработке любого курса, так как даже самые распространенные темы (например, алгоритм продаж или техника безопасности в офисе) имеют свою специфику внутри каждой компании. Например, в разных компаниях мы встречали алгоритм продаж, состоящий из 5, 7, 12 или 24 шагов.
Прежде чем приступить к разработке курса
Прежде, чем приступить к разработке электронного курса, мы проводим с заказчиком брифинг. Его целью является узнать следующее:
Какая основная целевая аудитория
Средний возраст, должности, как они относятся к обучению и т.д.
Обучать будем людей «с нуля» или у них уже есть какой-то опыт и знания по данной теме
Какая цель обучения и какие задачи хотелось бы закрыть данным курсом
Например, кратко информировать сотрудников о наличии антикоррупционной политики в компании или же провести полноценное обучения по всем аспектам данной темы
Что в итоге должно остаться в голове пользователей
Идея, мысль, установка или набор информации, алгоритмов
Какая стилистика принята в компании
Строгий государственный стиль, где все «на Вы» или же дружелюбный, мягки и современный стиль общения «на Ты»
На каких устройствах большинство сотрудников будут проходить обучение
ПК или мобильные устройства
Есть ли исходные материалы, документы, другой контент и в каком виде
Все это позволит нам не только правильно выбрать стиль курса (как в стиле подачи текста, так и в иллюстрациях), но и предложить наиболее подходящий вариант подачи информации (видео курс, курс-листалка, интерактивный тренажер и т.д.). На брифинге мы стараемся показать примеры курсов, которые подойдут заказчику. Нередко бывали случаи, когда по итогам встречи заказчик полностью менял свои пожелания и видение готового продукта.
Сроки разработки
После установочной встречи становится понятно сколько времени потребуется на разработку курса. Срок разработки будет зависеть от следующих параметров:
Исходное количество материалов, которые необходимо переработать методологу
Например, создание курса на 5 слайдов из 100 страниц текста займёт больше времени, чем создание курса на 5 слайдов из 5 страниц исходного текста
Техническая реализация
Диалоговый тренажёр или интерактивный нелинейный курс потребуют больше времени на разработку методологии и механик, чем простой курс-листалка
Скорость ответа и предоставления обратной связи от заказчика
Мы согласовываем каждый этап разработки курса с заказчиком и от скорости предоставления обратной связи будет зависеть скорость перехода на следующий этап работы.
Например: на создание сценария мы закладываем две недели, далее неделю на дизайн и неделю на сборку. Итого средний курс-листалка на 30 слайдов может быть разработан менее чем за месяц. Данный срок увеличивается на время, которое требуется заказчику для согласования результатов каждого этапа: разработки сценария курса, согласование дизайна курса, внесение правок в финальную версию курса.
Этапы разработки курса
Когда исходные материалы собраны и проведён предварительный бриф мы переходим к разработке курса, который состоит из трёх этапов:
Создание сценария
Создание дизайна курса
Вёрстка курса
Создание сценария
На данном этапе активное участие принимает методолог со стороны разработчика курса и эксперт со стороны заказчика.
Цель этапа: создание раскадровки всего курса с итоговым текстом, упражнениями и тестовыми заданиями. Так же сценарий может включать в себя референсы для дизайнера. На полях сценария делаются пометки по механике, на которые будет опираться сборщик курса.
Таким образом, сценарий включает в себя:
Конечный вариант текстов и их разблюдовка по курсу
Указания и пометки для дизайнера
Типы интерактива и механики курса
Пример слайда в сценарии
Это самый трудоёмкий и длительный по времени этап работы. Очень важно все корректировки и изменения, которые хочет сделать заказчик, производить ещё на этапе сценария, так как серьёзные изменения и исправления на последующих этапах сборки курса потребуют больше времени и ресурсов.
Создание дизайна курса
Дизайн делается в два этапа: перед сборкой и параллельно со сборкой.
Перед сборкой курса мы утверждаем общий концепт:
Вид и стиль плеера
Цветовую гамму
Стиль рисунков и персонажей
Обложки курса
Вид карты курса, содержания и глоссария
Стиль иконок и вспомогательных элементов
Далее курс уходит в сборку и все составляющие курса отрисовываются параллельно со сборкой в соответствии с утвержденным концептом. Это не только сокращает время создания курса, но и позволяет заказчику увидеть дизайн вместе с механиками без которых он, зачастую, не так понятен.
Если вы хотите, чтобы курс был в рамках цветовой гаммы вашей компании, то дизайнерам потребуется брендбук на который они смогут опираться, чтобы сделать стиль максимально приближенным или наоборот, непохожим на корпоративный стиль вашей организации.
Пример оформления карты курса
Вёрстка курса
Именно на данном этапе собираются воедино все тексты и задумки по механике, которые отражены в сценарии, рисунки и пожелания заказчика. Во время сборки создаются все интерактивности и анимация, упражнения и тестовые задания.
Когда сборка всего курса завершена, мы размещаем его на нашем внутреннем портале и присылаем ссылку на просмотр заказчику. Здесь наступает черёд финальных правок и согласования. Чем больше было уделено внимания со стороны заказчика согласованию сценария курса, тем меньше правок и изменений будет на данном этапе. Иногда то, что выглядело хорошо и уместно в сценарии может оказаться лишним и неправильным в готовом курсе. Часто заказчику требуется согласовать курс с вышестоящим руководством, которое не принимало участие на предыдущих этапах. Это приводит к большому количеству правок со стороны новых лиц. Ситуации бывают разные, поэтому мы готовы к любым вариантам и всегда поможем заказчику и идём навстречу любым исправлениям, даже в финальном продукте.